Главное управление здравоохранения Минского облисполкома

Главное управление по здравоохранению Минского облисполкома

Официальный сайт

Версия для слабовидящих

Информация

Противодействие насилию над несовершеннолетними

ПАМЯТКА

для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

 

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.

 Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

 

 Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:

  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
  • демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
  • ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы;
  • прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости.

 

 Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить 

«Правило пяти «нельзя»:

  1. Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  2. Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
  3. Нельзя садиться в чужую машину.
  4. Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
  5. Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.

 

 Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

 Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).

 

 

 Во всех областях республики и в г. Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия».

Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.

 

 

Брестская область

г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)

Витебская область

г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)

Гомельская область

г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)

Гродненская область

г. Гродно 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)

Могилевская область

г. Могилев 80222 71-11-61(круглосуточно)

г. Минск

для взрослых: 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно) 

для детей: 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»

Минская область

8017 270-24-01 круглосуточно, 8029 899-04-01 круглосуточно

Номера телефонов службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь

 

Помощь при нарушениях в сексуальной сфере в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения здравоохранения. Помощь оказывают врачи-психиатры-наркологи или врачи-психотерапевты, прошедший повышение квалификации по сексологии, а также при необходимости врачи-урологи, врачи-гинекологи, врачи-хирурги, врачи-эндокринологи.

За оказанием помощи необходимо обращаться в территориальную организацию здравоохранения.

О НОВОЙ ФОРМЕ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ В БЕЛАРУСИ: ВСЕ АНАЛИЗЫ ЗА ДЕНЬ И ЗАКОННЫЙ ВЫХОДНОЙ

Болезнь гораздо легче (и, чего уж скрывать, дешевле) предупредить, нежели лечить – это аксиома. Но чтобы вовремя распознать риски, без врачей не обойтись. Минздрав разработал новые подходы к диспансеризации – все манипуляции можно пройти за день. Сейчас, в среднем, через кабинет диспансеризации в каждом учреждении здравоохранения ежедневно проходят от 35 человек. Комментирует нововведения замначальника главного управления специализированной медицинской помощи Минздрава Татьяна Санукевич.

Зачем нужна диспансеризация?
Она проводится в целях медпрофилактики и пропаганды здорового образа жизни. Предыдущая «версия» диспансеризации была направлена на выявление хронических форм заболевания и на работу с ними. А теперь мы перешли на новый формат: определяем факторы риска развития заболеваний и исходя из них проводим назначение лабораторных исследований, консультируем пациентов по вопросам медицинской профилактики, при необходимости подбираем лекарственные препараты. Если вести здоровый образ жизни часть факторов риска, не приведет к развитию заболеваний. При проведении диспансеризации осуществляется не профилактический осмотр или обязательный медицинский осмотр, а медицинский осмотр пациента, который направлен на проведение медицинской профилактики и выявление факторов риска развития неинфекционных заболеваний, в том числе выявление заболеваний на ранних его этапах.

Чем отличается обязательный медосмотр от диспансеризации?
Обязательный медицинский осмотр – это более узкое направление, которое решает вопрос годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ, данный порядок определен постановлением Министерства здравоохранения от 29.07.2019 года № 74. Обязательный медицинский осмотр проходят люди, чей труд связан с вредными и (или) опасными условиями труда. Она проводится медкомиссиями по проведению обязательных и очередных медосмотров в амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения, больничных организациях, медчастях и так далее. Диспансеризация – более широкое направление, которое даст возможность выявить заболевание на ранних этапах.

Мінздрав значительно сократили для медработников объем необходимых к заполнению документов. Это сделано для того, чтобы врачи общей практики могли больше времени уделять пациенту и его жалобам. На данный момент унифицировано 30% документооборота. Над нормативной базой по диспансеризации начали работать еще в феврале, был реализован пилотный проект в четырех медучреждениях – в Гродненской, Минской областях и Минске. Далее специалисты оценили эффективность диспансеризации по результатам пилотного проекта, разработали новое постановление и порядок проведения и направили для реализации во все организации здравоохранения. Этот тип диспансеризации нравится молодежи: минимизировано количество анализов – теперь лабораторные исследования назначаются медицинскими работниками по показаниям.

Как будет проходить диспансеризация?
В каждой организации здравоохранения в ее структурном подразделении должно быть открыто не менее одного кабинета диспансеризации в зависимости от численности населения. Есть два варианта: можно записаться самостоятельно (например, через регистратуру поликлиники, колл-центр, онлайн-запись на сайте) либо пройти медицинский осмотр предложит медицинский работник во время посещения пациентом амбулаторно-поликлинической организации.

Начинается диспансеризация с заполнения анкеты. Там есть вопросы, которые помогут медику выявить факторы риска развития заболевания. Основных факторов риска развития заболеваний четыре: фактор риска развития онкологических заболеваний, фактор риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, фактор риска развития хронической обструктивной болезни легких и сахарного диабета. При правильном ведении пациента часть этих заболеваний можно избежать либо выявить на раннем этапе и подобрать нужное лечение.

Анализируя ответы в анкете, медицинский работник назначит и проведет лабораторные исследования. Кроме того, в этом же кабинете измерят внутриглазное давление (лицам старше 40 лет), артериальное давление, вес, рост, просчитают индекс массы тела, осмотрят полость рта, сделают ЭКГ. Затем пациенту предложат удобное время для записи на прием к врачу общей практики, чтобы тот подобрал лечение по тому или иному заболеванию либо направил на дополнительные диагностические исследования.

К слову, пациент может заполнить анкету сам на едином портале электронных услуг НЦЭУ. Но только при условии, если у него есть электронная цифровая подпись и биометрический паспорт.

Дубликат анкеты поступает в учреждение здравоохранения: медицинские работники ответственные за диспансеризацию будут каждый день анализировать и обзванивать пациентов для согласования даты проведения диспансеризации удобной для пациента.

Кто может пройти диспансеризацию?
Каждый человек, даже при наличии хронического заболевания. Пациенты в возрасте 18-39 лет могут проходить обследование раз в три года, а старше 40 лет – раз в год. В зависимости от факторов риска и возраста также определены лабораторные и диагностические исследования.

Например, анализ кала на скрытую кровь проводится один раз в два года пациентам в возрасте 50-60 лет, определение простатспецифического антигена – раз в два года людям в возрасте 45-65 лет. Рентгено-флюорографическое исследование лицам до 39 лет 1 раз в 3 года, а пациенты старше 40 лет – раз в два года, группа высокого риска будет проходить ежегодно,

Важно: после проведения диспансеризации медработник выдаст выписку из медицинских документов по форме и в порядке, установленных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июля 2010 г. N 92, где будет указано, что пациент прошел диспансеризацию. Это является основанием для предоставления работодателем оплачиваемого выходного дня.

Пресс-служба Министерства здравоохранения
Подробности: http://minzdrav.gov.by/ru/novoe-na-sayte/o-novoy-forme-dispanserizatsii-v-belarusi-vse-analizy-za-den-i-zakonnyy-vykhodnoy/

Информация для населения

Об аптечках первой медпомощи

Перечни вложений, входящих в аптечки первой медицинской помощи, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.12.2014 г. № 80

Скачать

О разъяснениях по использованию аптечек (Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.01.2015 г. № 02-3-06/738-51)

Посмотреть Скачать

О разъяснениях по использованию аптечек

При подготовке постановления Министерства здравоохранения-Республики Беларусь от 04.12.2014 г. № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки и определении порядка их комплектации» была проведена работа по оптимизации вложений, входящих в аптечки первой помощи и скорой медицинской помощи.

Кроме того, постановлением определено, что аптечки первой помощи комплектуются их производителями либо комплектуются и (или) пополняются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами самостоятельно по перечням вложений, а аптечки скорой медицинской комплектуются и (или) пополняются медицинскими или фармацевтическими работниками.

Аптечка первой помощи универсальная наиболее актуальна для использования сотрудниками экстренных и аварийно-спасательных служб, военнослужащими, педагогическими работниками, спортивными тренерами, работниками, выполняющими работы, характеризующиеся повышенной опасностью. Перечень вложений в аптечку универсальную может использоваться населением для индивидуальных аптечек, используемых в быту.

Аптечка первой помощи, предназначенная для оснащения-транспортных средств (автомобильная) является важной составляющей в обеспечении безопасности дорожного движения.

Перечень вложений, входящих в автомобильную аптечку первой помощи, в целях выполнения требований по условиям хранения сокращен по количеству лекарственных средств. Кроме того, в данной аптечке указаны: тип кровоостанавливающего жгута, размер стерильных салфеток и ножниц, увеличено количество перевязочного материала.

Как показывает практический опыт, жгут кровоостанавливающий типа Эсмарха является одним из самых надежных и простых приспособлений для сдавления мягких тканей конечности с целью временной остановки кровотечения и, следовательно, имеет предпочтение для использования при оказании первой помощи, осуществляемой любыми лицами в рамках само- и взаимопомощи.

В отношении ножниц, основными предъявляемыми к ним требованиями являются удобство в использовании и безопасность. Удобство достигается за счет оптимальной общей длины ножниц, а безопасность - за счет тупоконечной формы ножниц.

Учитывая, что перечни вложений автомобильной аптечки первой помощи по функциональному предназначению соответствуют ранее использовавшимся аптечкам, Министерством здравоохранения разрешается до 1 января 2017 года использование автомобильных аптечек, в том числе соответствующих ранее установленному перечню, приобретенных до 31 декабря 2015 года.

Информация о лекарственных средствах

Перечень лeкарствeнных срeдств, рeализуeмых бeз рeцeпта врача. Утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 05 июня 2012г. № 55 "Об установлении перечня лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача"

Просмотреть Скачать

Перечень основных лекарственных средств

Скачать
  • Перечень основных лекарственных средств для оказания медицинской помощи (таблица 1 Перечня основных лекарственных средств)
  • Основные лекарственные средства для оказания медицинской помощи при онкологических, онкогематологических заболеваниях, трансплантации органов и тканей человека, при заболевании, вызванном вирусом иммунодефицита человека (таблица 2 Перечня основных лекарственных средств)
  • Основные лекарственные средства, выдаваемые по рецептам врачей для оказания медицинской помощи детям в возрасте до трех лет (таблица 3 Перечня основных лекарственных средств)

*Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 июля 2007г. № 65, с изменением, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 марта 2012 г. № 25

Положение о порядке бесплатного и льготного обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами отдельных категорий граждан

Просмотреть Скачать

*Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2007г. № 1650

Информация для иностранных граждан

Об оказании медицинской помощи иностранным гражданам

Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении»

Статья 5. Право иностранных граждан и лиц без гражданства на доступное медицинское обслуживание

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

В свою очередь, Республика Беларусь заключила ряд международных договоров, которые регулируют вопросы по оказанию скорой и неотложной, а также плановой медицинской помощи.

Так, для граждан следующих государств-участников СНГ: Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина порядок предоставления медицинской помощи определен Соглашением об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанным 27 марта 1997 г. в г.Москве (перечень стран-участниц Соглашения актуализирован письмом МИД от 15.07.2014 № 18-37/14623).

В частности, в соответствии с данным Соглашением независимо от правового статуса гражданина на территории Республики Беларусь медицинская помощи предоставляется в следующем порядке:

  • скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности – беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме;

    С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих и возможна его транспортировка, дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе.

  • на платной основе осуществляется оказание плановой медицинской помощи гражданам на территории государства временного пребывания.

В соответствии со статьей 7 Соглашения об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых государств, работающим по контракту (трудовому договору), плановая медицинская помощь осуществляется за счет средств работодателя в порядке и объемах, предусмотренных контрактом, либо за счет личных средств граждан.

В соответствии с вышеуказанным письмом Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Грузия и Азербайджанская Республика не входят в перечень стран, которые являются участниками данного Соглашения. Медицинская помощь гражданам данных государств оказывается в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении».

Также действует Соглашение о взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи от 24 ноября 1998 года.

Оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации регулируется Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, подписанным 24 января 2006 г. в г.Санкт-Петербурге.

В частности,

  • Статья 3. Граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

    Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют равные права с гражданами Республики Беларусь на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение, в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь.

  • Статья 4. Герои Советского Союза и кавалеры ордена Славы трех степеней из числа граждан Республики Беларусь имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

    Герои Советского Союза и кавалеры ордена Славы трех степеней из числа граждан Российской Федерации имеют равные права с гражданами Республики Беларусь на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение, в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь.

  • Статья 5. Граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации, имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания в Российской Федерации заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

    Граждане Российской Федерации, временно проживающие в Республике Беларусь, имеют равные права с гражданами Республики Беларусь на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания в Республике Беларусь социально опасных заболеваний.

  • Статья 6. Граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами Российской Федерации, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

    Граждане Российской Федерации, временно проживающие на территории Республики Беларусь и работающие в организациях Республики Беларусь по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами Республики Беларусь, работающими в данных организациях, на получение медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь.

  • Статья 7. Граждане Республики Беларусь имеют право на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации за счет:

    • средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 3 - 6 настоящего Соглашения;
    • средств обязательного медицинского страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

    Граждане Российской Федерации имеют право на получение медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь за счет:

    • средств республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь в случаях, предусмотренных статьями 3-6 настоящего Соглашения;
    • средств добровольного медицинского страхования, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

30 июня 2014 года вступил в силу Меморандум между Правительством Республики Беларусь и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области здравоохранения, медицинской (фармацевтической) науки, образования и об оказании медицинской помощи гражданам Республики Беларусь и Туркменистана, подписанный 5 ноября 2013 года в г.Ашхабаде.

Статьей 3 Меморандума определено, что гражданам государства одной Стороны на территории государства другой Стороны будет предоставляться экстренная и неотложная медицинская помощь (услуги) на безвозмездной основе.

В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Социалистической Республикой Вьетнам о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки от 16 апреля 2002 года экстренная и неотложная медицинская помощь гражданам Вьетнама, временно или постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, оказывается в объеме, достаточном для возвращения больного на родину без опасных последствий для его здоровья. Оплата экстренной и неотложной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Специализированная плановая медицинская помощь, оказываемая одной из Договаривающихся Сторон гражданам другой Договаривающейся Стороны, осуществляется больными на платной основе по расценкам страны, предлагающей услуги.

В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Сирийской Арабской Республики о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки от 9 декабря 2003 года медицинская помощь гражданам Сирии, пребывающим на территории Республики Беларусь, оказывается на основании медицинского страхования. В тех случаях, когда граждане Сирии, пребывающие на территории Республики Беларусь, не обеспечены медицинским страхованием, все расходы по оказанию медицинской помощи оплачиваются за счет средств этих граждан.

В соответствии с Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения», подписанным в г.Москве 17 февраля 1975 г., граждане Соединенного Королевства, нуждающиеся в неотложном лечении во время пребывания в Республике Беларусь, получают медицинскую помощь на тех же условиях, что и граждане Республики Беларусь, в соответствии с действующим законодательством в области здравоохранения Республики Беларусь. Расходы по оказанию медицинской помощи этим гражданам, за исключением расходов, которые обычно оплачиваются гражданами Беларуси, оплачиваются компетентными органами Республики Беларусь.

В соответствии с письмом Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 17.07.2015 № 18-19/15974 Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения» прекращает свое действие с 25 декабря 2015 года.

С даты прекращения действия Соглашения медицинская помощь гражданам Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии будет оказываться в соответствии с национальным законодательством Республики Беларусь, в частности Статьей 5 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении».

Обращаем внимание, что с 1 июля 2014 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2014 г. № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности», в соответствии с которым изменились порядок и условия проведенияобязательного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь.